Как происходит регулирование свободных (особых) экономических зон в Казахстане

Дата редакции : 11.02.2019

Специальная экономическая зона создается на определенный срок Указом Президента Республики Казахстан по представлению Правительства Республики Казахстан, основанному на предложениях представительных местных и исполнительных органов, и представляет собой ограниченную территорию Республики Казахстан, на которой действует особый правовой режим. Специальные экономические зоны создаются в целях ускоренного развития регионов для активизации вхождения экономики республики в систему мировых хозяйственных связей, развития одной или нескольких отраслей новых технологий, создания высокоэффективных экспортно-ориентированных производств, освоения выпусков новых видов продукции, привлечения инвестиций, отработки правовых норм рыночных отношений, внедрения современных методов управления и хозяйствования, а также решения социальных проблем.

Порядок управления СЭЗ был в значительной степени изменен. Органом управления СЭЗ теперь может являться либо государственное учреждение, либо управляющая компания. Управляющая компания может быть создана негосударственными юридическими лицами, включая иностранные. Закон предусматривает, что в случае создания СЭЗ по инициативе государственных органов не менее 50% голосующих акций такой компании должны принадлежать государству. В том случае, если СЭЗ создается по инициативе негосударственных юридических лиц, государству должно принадлежать не менее 26% голосующих акций. Таким образом, негосударственные инвесторы (включая иностранных), желающие принять участие в деятельности СЭЗ, теперь могут выступить в качестве учредителей управляющей компании. Тем самым им предоставляется возможность участвовать в принятии решений, оказывающих непосредственное влияние на их деятельность.

Закон впервые выделяет приоритетные и вспомогательные виды деятельности на территории СЭЗ. Приоритетные виды деятельности соответствуют целям создания специальной экономической зоны. На лиц, осуществляющих такие виды деятельности, распространяется специальный правовой режим СЭЗ, и эти лица являются участниками СЭЗ. Вспомогательные виды деятельности, в свою очередь, осуществляются в целях обеспечения деятельности участников СЭЗ, и осуществляются на ее территории лицами, которые участниками СЭЗ не являются.

К лицам, осуществляющим разные виды деятельности на территории СЭЗ, применяется разный правовой режим, и предъявляются Законом различные требования.

Закон устанавливает, что заявитель, подающий заявку на осуществление приоритетного вида деятельности, должен обладать денежными средствами и имуществом, не изъятым из оборота, в размере, соответствующем технико-экономическому обоснованию такой заявки. Закон также определяет, что деятельность заявителя должна соответствовать целям и видам деятельности, осуществляемым на территории СЭЗ.

В свою очередь, ключевое требование, предъявляемое к лицам, претендующим на осуществление вспомогательных видов деятельности на территории СЭЗ – статус казахстанского производителя работ, услуг.

Кроме того, необходимо упомянуть, что Закон содержит норму о прекращении деятельности обособленных структурных подразделений участников СЭЗ, осуществляющих приоритетные виды деятельности, за пределами СЭЗ. Данное положение, на наш взгляд, направлено на повышение реальной эффективности СЭЗ – при отсутствии возможности иметь структурные подразделения за пределами СЭЗ и осуществлять иные виды деятельности, чем те, которые соответствуют целям создания СЭЗ, участники СЭЗ должны будут приложить все усилия для того, чтобы их деятельность на территории СЭЗ была эффективной и успешной.

Закон вносит ряд существенных изменений в отдельные правила функционирования СЭЗ.

Прежде всего, нужно отметить, что режим Таможенного союза на территорию СЭЗ не распространяется. В пределах территории СЭЗ действует специальный режим свободной таможенной зоны. Товары, ввезенные на территорию СЭЗ, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования.

Кроме того, Законом применительно к СЭЗ изменен принцип привлечения иностранной рабочей силы. Так, например, выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы местными исполнительными органами производится в упрощенном порядке без поиска кандидатур на внутреннем рынке труда.

Также Законом вводится механизм оказания услуг участникам СЭЗ по принципу «одного окна», что означает минимизацию участия заявителей в процессах сбора и подготовки различных документов, и ограничение их непосредственного контакта с субъектами оказания государственных услуг. Таким образом, Закон направлен на повышение реальной эффективности СЭЗ. В пользу этого говорят как изменения, предоставляющие участникам СЭЗ дополнительные права и возможности (участие в управлении СЭЗ, смягчение требований по поиску иностранной рабочей силы, внедрение принципа «одного окна»), так и изменения, которые носят, по сути, ограничительный характер (требования к достаточности денежных средств и имущества, обязанность прекратить деятельность обособленных структурных подразделений за пределами СЭЗ).

В соответствии с указами Президента Республики Казахстан на территории Республики Казахстан функционируют 10 свободных экономических зон:

  • «Астана - новый город»
  • «Морпорт Актау»
  • «Парк информационных технологий «Алатау»,
  • «Онтустик»
  • «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк»,
  • «Бурабай»
  • «Сарыарка»
  • «Хоргос - Восточные ворота»
  • «Павлодар»
  • «Химический парк Тараз».

Для всех участников СЭЗ предусмотрен стандартный набор льгот: освобождение от уплаты КПН, земельного налога и налога на имущество, а также платы за право пользования земельными участками, но не более 10 лет со дня предоставления земельных участков. Товары, которые необходимы для производств на территории свободных экономических зон, облагаются НДС по нулевой ставке (по определенному перечню, который утверждает правительство).

Регулирование и развитие специальных экономических зон в каждом из перечисленных регионов определяется персональным Указом Президента Республики Казахстан. Данные Указы предусматривают основную территорию, на которой будет развиваться специальная экономическая зона, определенные цели, перечень приоритетных отраслей развития специальных экономических зон, управление и компетенцию местных уполномоченных органов, таможенное регулирование, налогообложение, а также порядок пребывания иностранных граждан на территории специальных экономических зон.

Согласно Кодексу Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», участники, осуществляющие деятельность, соответствующую целям создания специальной экономической зоны, освобождаются от уплаты земельного налога, корпоративного подоходного налога и налога на имущество. Согласно Таможенному кодексу Республики Казахстан участники специальной экономической зоны освобождаются от оплаты таможенных пошлин.

Вы также можете задать свой вопрос. Мы обязательно проработаем и ответим на него

Подробнее

© 2009–2019 Торговое представительство Республики Казахстан в Российской Федерации

При использовании материалов гиперссылка на kaztrade.ru обязательна.